«Москвич» М-401 - это русский аналог немецкого Opel Kadett, так же как «полуторка» - копия Ford
Техническая документация на Opel Kadett и значительная часть оборудования для его производства после победы были вывезены из Германии в качестве трофеев. В СССР на автомобиль вместо свастики поставили шильдик МЗМА - Московского завода малолитражных автомобилей, впоследствии сменившего имя на АЗЛК.
Один из таких раритетов советского автомобилестроения, накрепко засевший в Иванове, не просто остается на ходу уже 52 года, но и является для потомственного владельца семейной реликвией и причиной бесконечных коммерческих предложений со стороны любителей ретромобилей.
На машине ретро я лечу во весь опор
- Этот автомобиль - мой ровесник, - говорит владелец 401-го «Москвича» Вячеслав Курицын. - Он, как и я, 1953 года рождения. Достался мне по наследству от деда, и с 2000 года он мой. Дед всю жизнь проработал сантехником, представьте, сколько он копил на покупку и что это авто для него значило! Эта страсть передалась и мне.
Владельцы старых автомобилей не понаслышке знакомы с проблемой ремонта и техобслуживания. Особенно если модель была снята с производства почти полвека назад, запчастей к ней не выпускают. Вот и приходится Вячеславу Николаевичу разыскивать детали и покрышки может пригодиться, перевозится в гараж. Колеса у машины уже не родные - от «Нивы». Они подошли по диаметру, но оказались немного шире.
С 401-м «Москвичом» связан забавный факт. Вначале в этой модели вообще не было электрических сигналов поворота: о намерении повернуть водитель должен был сообщать жестами, как при езде на велосипеде. Но когда в конце 50-х ввели закон об обязательном наличии электрических поворотников и габаритных огней, для комплектации «четыреста первого» в магазинах автозапчастей стали продавать подфарники с ГАЗ-51.
- Эти подфарники у меня до сих пор стоят, - рассказывает Вячеслав. - Двигатель дед поменял в конце 50-х, поставил от 407-го «Москвича». У этого мощность 45 л.с, а у прежнего -всего 23. Зато тормозной цилиндр еще немецкий, опелев-ский. И подвески «дюбоне» до сих пор в строю. Я на нем больше 90 не езжу, боюсь. Из-за усталости металла (за 50-то лет!) приходится много сварочных работ проводить. Но у меня хороший знакомый специалист по сварке, и он, как личный доктор, частенько машину подлатывает. Так и ездим в течение 52 лет.
Века прошедшего стиль.
«Москвич-401», как детище молодой советской автоиндустрии, уникален еще и тем, что у него нет омывателя стекла и печки. Поэтому каждый пример, поставил печку от другого автомобиля: обогревает салон и ветровое стекло. Зато стеклоочиститель стоит заводской, самый что ни на есть первый. Недавно к нему раздобыли запчасти - маленькие старинные щеточки, найденные на одном из торговых развалов.
- Я езжу круглый год, машина практически не знает отдыха, даже покрасить мне ее некогда, - сокрушается Вячеслав. -Уже и краску финскую приобрел, Sadolin. Буду красить в два цвета - бордовый металлик и бежевый, цвет топленого молока. Когда 401-е выпускались, красились всегда в два цвета, поэтому я хочу поддержать традицию. А еще недавно мне удалось купить второй такой же «Москвич», только чуть помоложе - 55-го года выпуска.Через знакомых нашел 80-летнего дедушку, у которого в гараже хранится точно такой же автомобиль. Когда я увидел эту машину, сразу решил - она будет моей! И разбирать ее не стану, буду ездить на обеих попеременно, чтоб была возможность по очереди их восстанавливать. Двигатель у того «Москвича» родной. Он нижнеклапанный, 23-сильный, свечки закреплены горизонтально. В моем «новом» авто салон чище, чем в «старом», а еще ручной тормоз работает!
Охотники
за древностями просят остановиться (особенно водители машин с московскими номерами) и спрашивают, нет ли желания продать. Но наш герой непреклонен:
- Автомобиль не собираюсь менять, хотя предложений просто уйма, случается по несколько в неделю. И деньги немалые предлагают, до двух с половиной тысяч долларов, и иномарки на обмен. Но я просто влюблен в машину, к тому же она дорога мне как память. Задумался только один раз, года три назад. Очень хорошее предложение было. Но тут моя подруга боевая сломалась так, что я ее потом месяц восстанавливал. Видимо, почувствовала мои мысли и решила - не бывать тому! Пока ремонтировал - передумал.
Много забавных моментов связано у владельца «Москви-ча-401» с курсантами ГИБДД, которые часто останавливают его исключительно ради любопытства, а увидев в документах год выпуска, хватаются за голову: «Да у нас папы-мамы моложе!» И вообще ездить на нем, говорит ивановский ретромоби-лист, чрезвычайно приятно в моральном плане. На дороге - негласный приоритет. Часто уступают, словно высказывая почтение дедушке отечественного автомобилестроения.
Из истории марки. 
Первые «Москвичи-400/420» были собраны на МЗМА к началу 1947 года. Эта модель оказалась в целом приспособленной для тяжелых условий эксплуатации. Несущий кузов был довольно крепким, двигатель неплохо тянул, «переваривал» неважные бензин и масло, а необычная опелевская передняя подвеска, традиционные рессоры сзади и 16-дюймовые колеса выдерживали езду по ямам и ухабам. Конструкторы добросовестно боролись с «детскими болезнями» первенца. На протяжении 1948-1953 годов неоднократно модернизировали двигатель, увеличили до 26 л.с. его мощность. Ввели синхронизатор на второй-третьей передачах, а рычаг переключения перекочевал с пола на рулевую колонку. Усилили кузов. В конце концов в 1954 году машине присвоили — новый индекс - «Москвич-401». Производство этой модели было прекращено в 1957 году.